Эффекты

Гитарные эффекты:

Гитара включенная в усилитель без применения каких либо эффектов звучит похоже на акустическую. Эффекты могут добавить в звучание воздушности, создать эффект игры в большом помещении, добавить новых красок в звучание, полностью изменить звук вашей гитары. Выбор типов эффектов зависит от стиля музыки, которую вы играете. Гитаристу, играющему джаз на полуакустической гитаре, вряд ли придутся по душе некоторые эффекты из арсенала его коллеги «нарезающего» риффы, а ля Metallica. Звуковые эффекты бывают двух видов: цифровые ( напольные процессоры, рэковые приборы) и аналоговые (педали). Отдельно стоят ламповые предусилители (преампы) выполняемые как в виде педалей, так и в рэковом варианте.

Рэковые приборы — самые дорогие. Как правило, они реализуют эффекты одного типа: дилэй-ревербератор, хорус-фленджер-фейзер. Они применяются в студиях звукозаписи, профессиональными гитаристами на концертах. Во втором случае они управляются с помощью ножного фут-контроллера. Наиболее распространенные производители: TC electronic, Lexicon, Rocktron, Boss и др.

Напольные процессоры особенно популярны среди начинающих гитаристов. Поначалу процессор может произвести очень сильное впечатление. Они  привлекают пользователей огромным количеством пресетов (готовых звуков), эмуляцией всех известных видов гитарных преампов и характеров «перегрузов», набором всех известных эффектов, удобством использования, сравнительно невысокой стоимостью. Но недостатков тоже хватает и главный из них — невысокое качество звучания. Особенно это заметно при игре с группой на репетиции или концерте — звук вашей гитары «тонет» в общем миксе, как бы громко вы ее не делали. К тому же все возможные преампы и «перегрузы» в процессорах зачастую имеют общую структуру звука. Добавьте к этому слабое реагирование  на нюансы медиаторной атаки, благодаря чему на них быстро надоедает играть. Наиболее распространенные производители: Zoom, Digitech, Boss, Korg.

Третья категория — аналоговые и ламповые педали эффектов, сленговое название «примочки». По звуку они уступают рэковым приборам, но значительно превосходят большинство процессоров.

Каждая педаль дает один, иногда два схожих эффекта. На «примочках» играют все гитаристы независимо от уровня игры. Многие профессионалы играют только на них, игнорируя рэковые приборы. Здесь надо заметить, что одни и те же эффекты от разных производителей могут существенно отличаться по цене и качеству звука, кроме того, даже недорогие модели иногда дорабатываются на фирме-производителе, или на независимых фирмах.

Так как среди гитаристов есть приверженцы, как процессоров, так и педалей, рассмотрим преимущества и недостатки тех и других в сравнении. О главном мы уже сказали — в основной своей массе, педали лучше звучат, к тому же если вас перестал устраивать эффект, его всегда можно поменять, это гораздо проще и дешевле, чем продавать весь процессор. Вы можете докупать «примочки» по мере надобности.

Каждая «примочка» автономна, что бы изменить ее звучание, достаточно повернуть одну ручку, в отличие от процессора, в котором надо продираться через меню. С другой стороны представьте себе такую ситуацию: на концерте вы играете аккомпанемент, используя педаль хорус и вам надо перейти на соло с дисторшн и дилеем. Используя примочки надо сделать три действия: выключить хорус, включить дисторшн, включить дилей (при этом хорошо бы еще трясти хайром и швырять медиаторы публике, «давая» рок-н-ролльное шоу). Используя процессор, действие одно — переключить  другой канал. Это один из недостатков автономности,  вот другой: перед  игрой (дома, на репетиции, на концерте) примочки надо доставать из коробочек, соединять их между собой, подключать к каждой адаптер; после игры проделать все в обратном направлении. Это неудобно если вы используете больше двух педалей. При этом всегда есть риск что-то забыть дома или оставить на концерте (на репетиционной базе).

Из этой ситуации есть выход — «посадить» все педали на доску, предварительно скоммутировав и обеспечив их питанием. Тогда вам будет достаточно перед работой подключить к сети эту систему и воткнуть в нее два шнура — из гитары и в усилитель. Подобная конструкция получила название pedal board, ее можно купить или сделать самому.

И все же примочки, на мой взгляд, правильный выбор, так как процессоры быстро надоедают, а хорошая  примочка прослужит долго. Наиболее распространенные производители: Boss, DOD, MXR, Dunlop.

Дисторшн, овердрайв (distortion, overdrive):


Другой часто употребляемый термин- «перегруз». Это самый распространенный эффект, присутствующий в арсенале любого гитариста. Он искажает сигнал путем ограничения его по амплитуде, благодаря чему достигается мощное роковое звучание. Дисторшн имеет более искаженное, жужжащее звучание; овердрайв — менее искаженное, хриплое. В дальнейшем, для простоты, мы будем оба этих эффекта называть дисторшн, или «перегруз».

Эти устройства бывают выполнены по ламповой, транзисторной или цифровой технологии. Цифровые «перегрузы» входят в набор эффектов цифровых процессоров и звучат наименее музыкально из всех трех видов. В «примочках» применяют транзисторные схемы, реже- ламповые. Ламповые примочки стоят ощутимо дороже и, в основной массе, лучше звучат.

Дилей (delay):

Эффект дилей (задержка) дает затухающие повторы основного сигнала. Чаще всего он применяется в паре с дисторшн или овердрайв при игре соло. С помощью него достигается более плотное и разборчивое звучание в общей палитре ансамбля. Время задержки выставляют таким образом, чтобы оно приблизительно совпадало с темпом исполняемого произведения. Дилеи бывают как аналоговые, так и цифровые. В настоящее время чаще используются последние.

Хорус (chorus):

Хорус — эффект имитирующий исполнение одной и той же партии несколькими инструментами. С помощью его можно добиться более воздушного, прозрачного звучания, напоминающего 12-струнную гитару.  Для получения этого эффекта сигнал гитары на входе расщепляют на два канала, один из которых остается без изменений, а другой поступает на линию задержки переменной длительности. На выходе оба канала смешиваются в регулируемой пропорции.

Фленджер (flanger):


Фленджер зачастую используется в паре с дисторшн, он дает летящее звучание, напоминающее реактивный самолет. Это эффект родственный хорусу, и отличающийся меньшим временем задержки сигнала. Включать одновременно оба этих эффекта нецелесообразно.

Вау-вау (wah-wah):

Один из самых популярных и узнаваемых эффектов, обиходное название «квакушка», «квакер». Внешне он отличается от большинства эффектов большими размерами и подвижной педалью. Не вдаваясь в специальные термины, «квакушка» выделяет определенные частоты в звучании гитары и позволяет регулировать их с помощью педали. При быстром перемещении педали и раздается такое знакомое всем кваканье. Этот эффект используется при игре соло в сочетании с дисторшн и в аккомпанементе на чистом звуке

Компрессор-сустейнер (compressor-sustainer):


Как видно из названия эта «примочка» компрессирует сигнал, и увеличивает длительность звучания (сустэйн). Благодаря компрессору, ноты на гитаре, взятые громче или тише, выравниваются. Это удобно при сольной игре с дисторшн, и при игре пальцами без медиатора на чистом звуке.

Октавер (octave):

Октавер добавляет к основному тону звук октавой или двумя ниже, создавая имитацию игры в октаву одновременно двух или трех инструментов.

Ревербератор (reverb):

В педальном варианте ревербератор встречается редко, но, говоря о звуковых эффектах его нельзя не упомянуть. Под словом реверберация подразумевается послезвучие, наблюдаемое в помещении после прекращения действия источника звука. Сравните звучание громкого голоса в небольшой комнате и в бассейне, чтобы понять, о чем идет речь. Таким образом, ревербератор, это устройство, имитирующее акустику различного вида помещений. Как правило, это дорогие цифровые приборы, применяемые на студиях звукозаписи и концертах. В гитарном мире широко распространены пружинные ревербераторы, встроенные в гитарные усилители.

гитара